Юрий Тарич, жизнь и творчество
Самой крупной фигурой белорусского кино 20-х годов является Юрий Тарич (1885-1967). Дитя сложной эпохи, участник, а потом и узник революции, смелый актер-самоучка, не боявшийся экспериментов ни в молодости, ни в старости, ни в личной жизни, ни в общественной, ни в кинематографе. Как и его герои, он обладал несколькими особо сильными и запоминающимися чертами характера, которые позволяли выходить на сцену в образе Ленина через считанные недели после смерти вождя, ехать обживать далекую и непонятную советскому человеку Монголию, или внезапно начинать работать исключительно для детей. Непримиримый противник скуки и серости – он навсегда вошел в историю советского кино человеком, без которого не появился бы Тарковский и был бы совершенно другим Эйзенштейн.
Жившая в Полоцке семья Алексеевых вряд ли предполагала, что появившийся на свет в их небольшом домике в январе 1885 года мальчик Юра не только получит однажды признание всей, не существовавшей еще тогда, страны.
Встретив в родном Полоцке совершеннолетие выпускником колледжа, Тарич-Алексеев отправляется в Москву, где в 1903 году поступает на один из самых престижных факультетов Московского университета (нынешний МГУ) – юридический. Но задержаться там надолго будущему режиссеру не удается. Сначала его – военнообязанного и сына военного – отправляют в действующую армию санитаром. Войну с Японией сменяют революционные события уже в самой России. Тарич – тогда еще непокорный юнец – волею судьбы оказывается в Варшаве, где принимает участие в беспорядках, подвергается аресту и допросам, почти год проводит в одиночной камере местной цитадели, а затем этапируется на родину. Только не в Полоцк и не в Москву, а в Тару – глухое таежное поселение в Западной Сибири. Именно там Тарич начинает играть в местной самодеятельности. Далее - приглашение в профессиональный Тобольский театр. Начало актерской карьеры однажды заронило идею обозначить свое театральное имя по месту пребывания в ссылке - Тарич. Прошли годы, и "сибирское" имя режиссера однажды хорошо зазвучало там, где состоялось начало жизненного пути, - в Беларуси.
25-летие Тарич встречает уже профессиональным актером, но на месте ему не сидится. Тобольск сменяет Чита, ее – Благовещенск, Хабаровск, Тамбов… На провинциальной сцене он исполнитель ряда ролей классического репертуара: Хлестаков ("Ревизор"), Молчалин ("Горе от ума"), Астров ("Дядя Ваня"), Лаэрт ("Гамлет"), Яго ("Отелло"), Коршунов ("Бедность не порок"). К этому времени относятся первые литературные опыты Юрия Викторовича. Он пишет рассказы, очерки, завершает работу над пьесой "Изгнанники", в которой рассказал о том, что видел, пережил, будучи в ссылке. В 1914 году для кинофирмы ярославского кинофабриканта Г.Либкена пишет сценарий фильма "Трагедия семьи Набатовых". Это первая работа для кинематографа.
В годы Первой Мировой – он снова на передовой, и покинет ее в звании поручика. После демобилизации из армии в 1917 году Тарич - в Москве.
Театр Революции, студия МХАТ, Боль- шой драматический, работа с Мейерхольдом и первые опыты в драматургии. Его дебютная пьеса «Изгнанники» о политических ссыльных с успехом идет на столичной сцене, а потом и гастролирует по молодой стране Советов. Кульминацией стала постановка на Красной площади, которая до отказа была забита желающими воочию увидеть творение талантливого драматурга. Он сам и играет в ней главную роль, а в 1920 году Тарича приглашают в Кремль и отдают под его руководство Курсантский театр. Для Курсантского театра Тарич написал пьесы "Смерть Гапона", "Красный трибун", "Народовольцы", инсценировал рассказ А.Герцена "Сорока-воровка".
Именно на сцене Курсантского театра в феврале 1924-го случится историческое событие: первая попытка воплотить на сцене образ Владимира Ленина в пьесе «Гибель самодержавия». И это всего через месяц после смерти лидера страны! И снова: главную роль в постановке Тарича-драматурга играет Тарич-актер.
К тому времени полочанину уже тесно в рамках театра. Его захватывает совершенно неизведанное направление – кинематограф. Тарич становится одним из первых профессиональных сценаристов молодой советской кинематографии. В 1925 году на экраны выходит фильм "Банда батьки Кныша", снятый по сценарию Тарича. Фильм становится серьезным конкурентом для многих зарубежных кинобоевиков. Сценарии Тарича стали основой фильмов "Враги", "Волки". Затем выходит "Морока", потом – "Первые огни".
Первые фильмы Тарича положили начало творческим биографиям в кино известных кинорежиссеров Ивана Пырьева и Владимира Корш-Саблина. Для актера театра Пролеткульта, затем театра Мейерхольда, руководителя самодеятельных кружков Пырьева жизнь в кинематографе началась с картины "Морока", со скромной должности помощника режиссера. Он работал с Таричем также и над другими фильмами в качестве помощника и ассистента режиссера.
В 1925 году Тарич снимает фильм, который входит в историю и советского, и мирового кино. "Крылья холопа" замечают не только в СССР. Картина с успехом идет в ведущих европейских кинотеатрах.
«Острота и оригинальность сюжета (трагическая судьба крепостного крестьянина, сконструировавшего в царствование Ивана Грозного крылья для полета в воздухе), исключительно сильная игра замечательного трагического актера Л. Леонидова в роли Ивана Грозного, тщательность и масштабность постановки - все это захватывало зрителя и обеспечило фильму шумный успех», - такую оценку спустя годы дал картине Николай Лебедев в своей книге «Очерки истории кино СССР. Немое кино (1918—1934)».
Современники были в не меньшем восторге: «Русские учат нас, как нужно рассматривать историю, как обращаться с ней. Это подлинная историческая философия; ни германская, ни американская кинематография никогда даже не мечтали так утилизировать историю. Этот фильм жизнен, брызжет событиями - стремителен по своему драматическому нарастанию», - говорится в рецензии одной из немецких газет той поры. Сейчас "Крылья холопа" считают отправной точкой для творчества многих советских и российских режиссеров. Способы передачи характеров и построения сюжетной линии переняли у Тарича Сергей Эйзенштейн и, много лет спустя, Андрей Тарковский.
После многотрудной, "тяжеловесной" работы по воссозданию исторических реалий эпохи Ивана Грозного режиссер Тарич приглашается в Беларусь на постановку первого белорусского художественного фильма, причем фильма молодежного, приключенческого, долженствующего повествовать о событиях совсем недавнего прошлого, событиях, которые могли иметь место чуть ли не за пять-шесть лет до постановки кинокартины. За основу для первой картины решено было взять повесть Михася Чарота "Свинопас". Через приключения главного героя – Гришки – автор рассказывает о полной приключений и опасностей жизни партизан-белорусов в годы гражданской войны. Неудивительно, что ставить картину доверили «своему» - уроженцу Полоцка Юрию Таричу. Тот дает фильму название "Лесная быль". Съемки и монтаж заканчивают к 1926 году.
Зрители оценили усилия режиссера. Картина шла на «ура». Жители союзной республики удивлены тому, как выразительно режиссер воссоздал на экране подлинно белорусскую атмосферу: леса, реки, дома крестьян, городские улицы. И будто поперек всего этого – настоящие, живые лица крестьян, такие родные и такие узнаваемые. В этом фильме Тарич воплотил в жизнь один из редких для той поры приемов – короткий динамичный монтаж, который пришелся очень к лицу приключенческой картине. А важные роли в ней исполнили – невиданное дело – высшие руководители Белорусской ССР тех лет: Иосиф Адамович (председатель Совета народных комиссаров БССР), Александр Червяков (предшественник Адамовича на высоком посту, а после – глава ЦИК республики) и Вильгельм Кнорин (заведующий агитпропом ЦК ВКП(б), а после – секретарь ЦК КП(б) Беларуси).
Тему революции и народного сопротивления Юрий Тарич продолжает в следующем своем большом фильме – "До завтра". В этой картине Тарич впервые коснулся темы раздела Беларуси. Действие происходит на территории Западной Беларуси в Первой белорусской гимназии. Персонажи четко разделены на два непримиримых лагеря: циничные властьпридержащие поляки (начальница приюта и ее сын, офицер полиции, владельцы мясной лавки) и светлые открытые учащиеся гимназии (Лиза Малевич, Язэп Шумейка). Молодые герои ведут активную подпольную агитацию за воссоединение с советской частью Беларуси. Конфликт стремительно перерастает в антагонистическое противостояние сторон, результатом чего сначала становится исключение из состава учащихся Лизы Малевич, а затем и закрытие Первой белорусской гимназии. Кульминацией фильма является суд над Лизой и восстание массы гимназистов на ее защиту. В финальном кадре героиня, депортируемая на территорию советской Беларуси, искренне улыбается и обещает зрителю: "До завтра".
Хотя Тарич выступил в несвойственном ему жанре фильма-плаката, "Ненависть" стала одним из лучших произведений из серии агитпропфильмов, над созданием которых трудились в ту пору многие кинематографисты.
К 20-летию образования БССР Тарич создал историко-революционный фильм "Одиннадцатое июля", где с эпическим размахом были воспроизведены эпизоды гражданской войны на белорусской земле. Как свидетельствуют (опубликованные и еще не опубликованные) воспоминания о Тариче тех, кому довелось работать вместе с ним. он был не только талантливым кинорежиссером, но и подлинным наставником молодых кинематографистов. Когда знакомишься с творческой биографией Тарича, то и дело возникает это слово—первый. Как видим, он был действительно первым или одним из первых во многих начинаниях в театре и кино. Под его руководством была создана первая в белорусском кино звуковая кинопрограмма "Переворот", первый военно-инструктивный фильм "Высота 88.5", в картине "Путь корабля", в которой он обратился к героической деятельности знаменитого в 30-е годы ЭПРОНа (экспедиции подводных работ особого назначения), впервые в столь широких масштабах были применены подводные съемки...
Над следующим фильмом Тарич трудился уже в годы войны. На Центральной объединенной киностудии в Алма-Ате он участвует в создании киносборника "Белорусские новеллы". Вместе с В.Корш-Саблиным ставит одну из новелл этого сборника "По зову матери", посвященную героям-фронтовикам, экипажу танка "Беларусь", построенному на средства патриотов-белорусов.
Вместе с одним из основоположников советского кино Пудовкиным осуществляет постановку антифашистского фильма "Убийцы выходят на дорогу", в основу которого были положены несколько новелл Б.Брехта.
Жизнь распорядилась таким образом, что Тарич был зачинателем и кинематографии Монгольской Народной Республики. В годы Великой Отечественной войны он по приглашению правительства МНР работал художественным руководителем киностудии "Монголкино". По сценарию, написанному им совместно с известным монгольским писателем и историком Ранчином. поставил двухсерийную картину о легендарном борце за независимость монгольского народа Цокту-Тайджи—"Цокту-Тайджи" (в советском прокате "Степные витязи"), который стал первым произведением монгольского художественного кино. Работа над большой картиной, как и над некоторыми документальными фильмами, созданными под руководством Тарича, стала серьезной творческой школой для молодых, начинающих монгольских кинематографистов.
В первые послевоенные годы Тарич - консультант на киностудии "Союздетфильм", режиссер в Театре-студии коноактера в Москве. В начале 1950-х годов снимает на "Беларусьфильме" киноочерки "Возрожденная земля", "Народный поэт", "Колхоз имени Гастелло". Затем в течение нескольких лет он режиссер студии научно-популярных фильмов в Москве. А в 1961 году приезжает на "Беларусьфильм" с ответственным заданием, берет на себя художественное руководство фильмом дебютантов, режиссеров и операторов - "Рассказы о юности". Этот факт выглядел символичным - старейший режиссер, родоначальник белорусского кино открывал дорогу в искусство молодым, начинающим кинематографистам.
В книге известного кинокритика 20-30-х годов, одного из участников организации кинодела в Беларуси Хрисанфа Херсонского приведена наиболее яркая и честная характеристика Юрия Тарича: "Основными чертами Юрия Викторовича Тарича были военная дисциплинированность и душевная добросовестность. Трудолюбивый, немногословный мастер на все руки, актер, специалист и режиссер, он сторонился бесплодных околокиношных страстей и в любом деле не гнушался стать, если нужно, чернорабочим. Был неизменно добр. Внимательно слушал. Всегда расположен к сотрудничеству. Я ни разу не слышал, чтобы он повысил голос, хотя порой ему было туговато от огорчений. Постоянно чувствовалась в нем какая-то внутренняя сила, не раскрывшаяся до конца. Он привлекал своей сосредоточенностью и заражал ею других... В павильонах он всегда был на месте, хотя и держался немного особняком, нисколько не стараясь понравиться, обольстить кого бы то ни было".
Становление белорусского киноискусства в его лучших проявлениях определялось этим именем, этой личностью - Тарич.
Использованы материалы:
http://www.nradatvr.kiev.ua/i27/ История кино
http://www.postkomsg.com/history/207109/ Официальный сайт Постоянного Комитета Союзного государства, статья Вениамина Лыкова
Статья о Юрии Тариче из книги "Экран и культурное наследие Беларуси" Авторы: Антонина Карпилова, Анатолий Красинский, Ольга Медведева (изд. Национальной Академии наук Беларуси, Институт искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы - Минск, 2011)
Хронологическая справка |
ТАРИЧ ЮРИЙ ВИКТОРОВИЧ
ЮРИЙ ВИКТОРОВИЧ АЛЕКСЕЕВ
Родился 24 января 1885 года в Полоцке (Беларусь).
В 1905 году участвовал в работе Варшавской военно-революционной организации РСДРП, был сослан в Тобольскую губернию.
С 1907 года — актёр Тобольского, Читинского, Липецкого, Тамбовского, Вильненского театров.
В 1914-1918 годах воевал на фронтах Первой мировой войны.
В 1918-1923 годах — актёр и режиссёр ряда московских театров, в том числе Театра Революции и театра Вс. Мейерхольда.
С 1923 года — режиссёр и сценарист Госкино (кинофабрика «Союзкино», Ленинградская киностудия, «Советская Беларусь», Одесская киностудия). Один из первых исполнителей Ленина на сцене (спектакль-композиция «Гибель самодержавия», 1924, клуб ВЦИК, Московский кремль).
В 1941-1943 годах — режиссёр киностудий «Мосфильм» и ЦОКС, в 1943-1945 годах — художественный руководитель киностудии «Монголкино» (МНР).
С 1945 года — режиссёр киностудий «Союздетфильм», «Беларусьфильм» (в 1948-1951 годах — режиссёр Театра-студии киноактёра).
С 1954 года — режиссёр киностудии «Моснаучфильм».
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).
Ушёл из жизни 21 февраля 1967 года в Москве.
Фильмография |
1924 — Банда батьки Кныша — сценарист (совместно с Н. Айзиковичем)
1924 — Враги — сценарист (совместно с Н. Айзиковичем)
1925 — Волки — сценарист
1925 — Морока — сценарист и режиссёр
1925 — Первые огни — сценарист и режиссёр
1926 — Крылья холопа — сценарист (совместно с В. Шкловским и К. Шильдкретом) и режиссёр
1926 — Булат-Батыр — сценарист (совместно с А. Зархи)
1926 — Лесная быль — сценарист (совместно с Е. Ивановым-Барковым) и режиссёр
1928 — Свои и чужие — сценарист (совместно с Х. Херсонским и А. Дубровским) и режиссёр
1928 — Хабу — сценарист (совместно с В. Висковским по повести Вс. Иванова)
1928 — Капитанская дочка — режиссёр (сценарий В. Шкловского по мотивам повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
1929 — До завтра — сценарист и режиссёр (совместно с И. Бахаром)
1930 — Ненависть (второе название — «Чёрная кровь») сценарист (совместно с Л. Иерихоновым) и режиссёр
1930 — О двух заводах — документальный
1930 — Осинстрой — документальный
1930 — Переворот — документальный
1931 — Поэма имени освобождения — режиссёр
1932 — Беглецы — режиссёр
1932 — Высота 88,5 — режиссёр
1935 — Путь корабля — режиссёр
1938 — Одиннадцатое июля — сценарист (совместно с А. Зеновиным) и режиссёр
1940 — Небеса — режиссёр
1942 — Белорусские новеллы — режиссёр (совместно с В. Корш-Саблиным)
1942 — Убийцы выходят на дорогу — режиссёр (совместно с В. Пудовкиным)
1945 — Степные витязи[1] — режиссёр
Архивные документы |
Автобиография
Личный листок по учету кадров
Творческая карточка
Выписки из личного дела
"Первый" - спектакль Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра "Пилигрим" |